Ларионов Михаил Федорович
(1881 – 1964)
Михаил Федорович Ларионов – один из самых ярких деятелей русского искусства предавангардной эпохи 1900–нач.1910–х годов. Он был первопроходцем многих модернистских течений (импрессионизма, постимпрессионизма, примитивизма, лучизма), упорно прокладывая путь к самым экстремальным формам авангарда. Его искусство пронизано духом эксперимента. Помимо большого художественного дарования, он был талантливым организатором, консолидирующим силы художников-новаторов, открывателем талантов, инициатором интереса ко всему новому и яркому в современном искусстве, Ларионов был темпераментным полемистом, что в эпоху разрушения основ старой классической художественной системы и зарождения новой становилось необходимым качеством для художника. Неповторимую окраску всему творчеству этого фонтанирующего идеями, энергичного в изобретательности мастера придает особая искрометная жизнерадостность, способность к почти детской увлеченности творческой игрой. Вместе с художницей Н.С.Гончаровой, Ларионов был инициатором кубофутуристических эпатажных акций, например раскраски лиц, прообраза современного боди-арта. Пафос отрицания традиционных, отживших стереотипов в искусстве лишен у него цинизма, а окрашен богатством оттенков артистизма и иронии. Живое искусство Ларионова обладает особой способностью побеждать равнодушие зрителя.
Родился художник в семье военного фельдшера, его детство прошло в Тирасполе, где впоследствии он создал серию своих лучших натурных импрессионистических полотен. В 1898–1910 (с перерывами) Ларионов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где занимался под руководством И.И.Левитана, К.А.Коровина, В.А.Серова. В 1900 сблизился с Н.С.Гончаровой, образовав с ней творческий союз. В 1900-е познакомился с современными течениями европейской живописи в московских собраниях С.И.Щукина и И.А.Морозова, а также во время поездки в Париж и Лондон. Участвовал в выставках Московского училища, Товарищества передвижников, Союза русских художников, «Мира искусства», «Золотого руна», «Венок», Осеннего салона в Париже, Биеннале в Венеции (1890–1900).
Смена этапов в творчестве М.Ф.Ларионова отразила динамизм ассимиляции новаторских тенденций в России в начале 1900–1910-е годы.
В ранний период творчества (1903–1906) создал целый ряд изысканных импрессионистических пейзажей и натюрмортов, развивающих в русле новых живописных открытий традиции А.К.Саврасова и К.А.Коровина. Среди импрессионистов 1900-х годов трудно найти более утонченного мастера, чем Ларионов. Последнее объясняется и особым колористическим даром мастера, обладавшего тонким чувством тональных градаций, и более непосредственным впечатлением от живописи импрессионистов и постимпрессионистов. Ларионов сосредотачивает внимание на активной жизни живописной поверхности, которая словно «оживает» и «прорастает» в его ранних полотнах, акцентирует отдельные элементы художественной формы (линия, пятно), в чем проявляются экспрессионистические черты. Проводя летние месяцы в родном Тирасполе, он много писал с натуры: «Розовый куст после дождя», «Волы на отдыхе».
В конце 1900-х – начале 1910-х годов художник переживает увлечение различными направлениями европейского искусства. Он разрушает привычное представление о традиционных жанрах живописи. В серии натюрмортов Ларионов изживает предметное начало вытесняя «жизнь натуры» «жизнью живописи».
С 1907 года начинается примитивистский период Ларионова. Примитивизм заявлен им как национальный самобытный вариант экспрессионизма. Художник создает серии примитивистских картин на темы «провинции», «парикмахерских», «солдатской жизни».
В 1910 он стал инициатором и автором названия выставки «Бубновый валет» и последующих предавангардных выставок: «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№4″ (1914). Участвовал также в выставках 1915 года знаменующих начало русского авангарда («Союз молодежи», «Трамвай В», 1915), в ряде зарубежных выставок («Синий всадник» в Мюнхене, постимпрессионистов в Лондоне).
Примитивистская концепция Ларионова полнее всего выражена в картине 1911 года «Отдыхающий солдат», в котором воплощается вся полнота. Бытовому жанру в картине Ларионов дает новую жизнь в пародии, чтобы брутальностью и бессобытийностью сюжета утвердить самоценную выразительность художественной формы. Художник бросает вызов всем устоявшимся ценностям традиционного искусства, сравнивая «возлежащего» под забором солдата со «святая святых» мирового искусства – «отдыхающей Венерой». «Венера» также присутствует в картине – в рисунках на заборе. Но это сопоставление не воспринимается как кощунство, ибо Ларионов иронизирует лишь над стереотипами сознания зрителей, а не над живописными шедеврами. Художник демонстративно накладывает на полотно самые грубые краски, «земли», однако в общем цветовом строе они воспринимаются гармонически. В результате лиловый, оливковый и серебристый тона складываются в изысканное сочетание. Колористический дар Ларионова побеждает грубый сюжет. Большую роль среди приемов примитивистского гротеска в картине играют рельефные мазки краски, как бы набросанные на холст лопатой, стоящей у забора. Они звучат вызовом «зализанной» гладкости живописи, являющейся для многих эталоном совершенства. Мастер буквально упивается приемами эпатажа и гротеска, подчеркивая дистанцию между художником, изощренным в выборе выразительных средств, и неискушенным зрителем, ищущим в картине привычные общие места.
Будучи инициатором первой преавангардной выставки «Бубновый валет» (1910), вскоре Ларионов совместно с Н.Гончаровой, Ле Дантю и Зданевичем намечает новое направление поисков, отрицая ориентацию «бубновых валетов» на французскую живопись. В 1912 году на выставке «Ослиный хвост» Ларионов обращается к поискам самобытного авангардного языка.
В 1912 году создает серию произведений под названием «Новый примитив», являющихся новым качественным витком в развитии примитивизма. В этих работах он стремится исследовать первичные творческие импульсы и одновременно приходит к монументальному синтезу на основе упрощенной и обобщенной до знака формы, что впоследствии станет ведущим принципом искусства авангарда. В серии картин «Времена года» М.Ф.Ларионов стремится к предельному упрощению художественного языка, уподобляя его рисункам первобытных людей и детей. В своих исследованиях протоязыка искусства художник пытается открыть самый первый и самый чистый творческий импульс, вернуть изображению и слову древнюю магическую сущность. Фон картины написан желтой краской, вызывающей ассоциации с солнечным теплом, желтком, одуванчиком. Весна в представлении художника – это физическое ощущение тепла, заполняющего мир. Все персонажи картины превращены в обобщенные знаки. Трогательные существа пробуждаются к жизни. Внизу – перволюди Адам и Ева. В верхнем квадрате композиции «порхают» первобытная Венера и два крылатых существа, словно солнышко и лучики. Надпись цветными плящущими буквами слева подчеркивает изначальное родство слова и изображения. Строгость композиционного построения и отобранность выразительных средств делают очевидным, что перед нами стилизация примитивного искусства, к которой обращается изощренный профессиональный художник.
Последним открытием русского периода в творчестве Ларионова стал «лучизм», в котором он приблизился к беспредметной живописи, изображая лучи, исходящие от различных предметов. Во многом навеянная итальянским футуризмом, теория лучизма была творчески переосмыслена Ларионовым в духе самобытных русских традиций, всегда понимавших свет как мистическую духовную энергию. Ларионов писал о лучизме в брошюре 1913года: «Мы не видим самих вещей, но воспроизводим пучки лучей, исходящие от них, которые в картине изображаются цветными линиями»; «…Форма, возникающая от пересечения лучей различных предметов, выделенная волей художника. Передача бесконечного и вневременного по законам живописи (фактуры и цвета). Среди лучистских работ Ларионова есть как фигуративные изображения «Петух» (Лучистый этюд), так и абстрактные. Особого рассмотрения заслуживает графическое наследие мастера. Графика Ларионова при всей ее близости примитивистской линии его творчества отличается особой рафинированностью выразительных средств, стремлением создать систему графических знаков. «Автопортрет», «Венера с птицей».
В 1915 году Ларионов и Гончарова уехали в Париж и большую часть жизни провели в эмиграции. Первый этап их парижской жизни связан с работой в качестве театральных художников в антрепризе С.П.Дягилева. В стилистике знаменитых «Русских балетов» с их появлением намечается движение к авангарду. В 1915 Ларионов оформляет спектакль «Полуночное солнце» на музыку Римского-Корсакова в стиле неопримитивизма. В 1917 году были поставлены «Русские сказки» на музыку Лядова совместно с Гончаровой. В 1921 Ларионов создает эскизы декораций и костюмы к «Шуту» на музыку С.С.Прокофьева, в 1922 – бурлескный балет «Лисица».
В поздний период – с конца 1920-х до 1960-х Ларионов развивает найденные художественные принципы в живописи и графике, но без прежнего экспериментаторства. Его талант медленно угасает, живопись становится бесплотной, лишенной прежнего искрометного задора, но при этом появляется новая изысканность формы («Девочка»). Художник испытывал влияние современных течений, в частности сюрреализма («Курильщица»).
Особого рассмотрения заслуживает графическое наследие мастера. Графика Ларионова при всей ее близости примитивистской линии его творчества отличается особой рафинированностью выразительных средств, стремлением создать систему графических знаков. В поздних произведениях часто появляются цитаты из раннего периода, образуя многослойные пластические образы («Композиция с птицей»). Творчество, во многом ставшее внутренним процессом для художника, до конца сохраняет живое исследовательское начало. В этот период его искусство приобретает экзистенциальный характер. Переживший эпоху модернизма Ларионов, в своих поздних произведениях отражает постмодернистские тенденции.
В 1955 году М.Ф.Ларионов и Н.С.Гончарова официально зарегистрировали брак. После смерти Гончаровой в 1962 Ларионов зарегистрировал брак с А.К.Томилиной, которая стала официальной наследницей художника. Похоронен Ларионов на кладбище Иври (Франция) рядом с Гончаровой. Парижское наследие мастера вместе с наследием Гончаровой, было подарено А.К.Томилиной-Ларионовой в Третьяковскую галерею и возвращено на родину в 1989. Выставка мастера впервые после долгого периода забвения состоялась в Москве в 1980 году.
Источник: http://files.school-collection.edu.ru/

Hauptsatzes der wärmelehre james prescott joule energieerhaltungssatz biographie energie mechanische arbeit wärme biografie mechanisches wärmeäquivalent stand 2010 dieser text bachelorschreibenlassen.com befindet sich in redaktioneller bearbeitung

Hauptsatzes der wärmelehre james prescott joule energieerhaltungssatz biographie energie mechanische arbeit wärme biografie mechanisches wärmeäquivalent stand 2010 dieser text bachelorschreibenlassen.com befindet sich in redaktioneller bearbeitung