Н.И.Бутковская в пасторели «Лицедейство о Робене и марион» Декабрь 1907 года

Бутковская Наталья Ильинична

(1878-1948)
Издательница, актриса (1907-1908) и руководитель (1911-1912) «Старинного театра»; жена Шервашидзе.

ИЗДАТЕЛЬ БУТКОВСКАЯ
(Сергей Боглачёв)
Некогда в дворовом флигеле дома № 60 по улице Декабристов помещалось издательство Натальи Ильиничны Бутковской (1878–1948), яркой современницы Серебряного века, «одарённой редким по тонкости чувством прекрасного во всех формах его проявления». Она происходила из старинного петербургского дворянского рода. Её дед руководил корпусом морских инженеров-строителей России. Отец, выпускник Лицея, был судьёй в Кишинёве.
Отец Натальи Бутковской женился на лютеранке Марии Штриммер. В 1878 году на свет появилась их средняя дочь Наташа. Позднее Бутковские переехали в Петербург. Отец завёл нотариальную контору, а большая семья устроилась в доходном доме на Стремянной улице, № 16.
Наталья была любимицей отца. Она училась в известной гимназии княгини А. А. Оболенской, а затем на драматических курсах Петербургского Театрального училища, которые окончила в 1902-м году. Спустя три года Наталья стала актрисой нового театра В. Ф. Комиссаржевской, который работал в помещении Пассажа.
Летом 1907 года она попала в труппу новой антрепризы, так называемого «Старинного театра», созданного по идее молодого режиссёра и драматурга Николая Евреинова. Наталья сыграла роль Перонеллы в его пасторели «Робен и Марион», признанной лучшим спектаклем первого сезона театра. Работая с Евреиновым, Бутковская всерьёз увлеклась этим талантливым человеком и его творческими исканиями и стала на долгие годы его другом и сотрудницей.
По его просьбе она сделала перевод скандально известной пьесы Оскара Уайльда «Саломея», приспособив её для русской сцены под названием «Царевна». Но этот спектакль, обречённый быть триумфом таланта Евреинова, цензура запретила в день премьеры. Бутковская стала первой женщиной-режиссёром России, успешно дебютировав при поддержке Евреинова на сцене Старинного театра постановкой небольшой пьесы «Лопе де Вега». В этом же театре она познакомилась с юным актёром Константином Миклашевским, который поддерживал с ней дружеские отношения всю жизнь. Здесь же она встретила своего будущего мужа — князя Александра Шервашидзе, потомка абхазских царей, который работал в театре художником.
Вместе с Евреиновым, Миклашевским и Шервашидзе Бутковская часто посещала знаменитое арт-кабаре «Бродячая Собака». Шутили, что Евреинов был «левой передней лапой» этой собаки, а Миклашевский — «хвостом». Бутковская со своими друзьями принимала участие в представлениях этого артистического центра Серебряного века. Была она и хозяйкой шумных вечеринок на городской квартире Евреинова и на его даче в Куоккалле (ныне — Репино), где собирались представители художественного авангарда тех лет.
Состоятельный отец помог любимой дочери, Наталье Бутковской, открыть небольшое издательство на Стремянной улице, № 16. Подготовленные там книги печатались в различных типографиях города — Морского министерства, Первой женской и других. Начало было успешным — её сборник «Новые немецкие сказки» стал лучшей детской книжкой 1908 года в Петербурге. Бутковская выпустила также серию детских альбомов для раскрашивания с текстом «по Каспари» и ряд переводов современной зарубежной беллетристики. Но особое место среди первых книг её издательства сразу заняли сочинения Евреинова. Вскоре она опубликовала всё, что им было написано к этому времени.
Собирая картины и испытывая неподдельный интерес к изобразительному творчеству, Наталья Бутковская вскоре приступила к изданию первой в России серии монографий о замечательных художниках своего времени. С этой целью она открыла мастерскую при издательстве, куда входили переплётная и цинкография для воспроизведения красочных и чёрно-белых иллюстраций и фотографий для книг. Мастерская и склад издательства помещались в нижнем этаже дворового флигеля доходного дома купца П. И. Кольцова на Офицерской улице (ныне Декабристов), № 60. За пять лет было издано около десяти выпусков серии «Современное искусство», посвящённых Борисову-Мусатову, Врубелю, Левитану, Куинджи, Рябушкину, Серову и другим видным художникам.
Авторами очерков были признанные знатоки искусства — Н. Н. Врангель, А. А. Ростиславов, Н. Э. Радлов. Не обошлось и без участия Евреинова, написавшего о «гениях рисунка» — Ропсе и Бердслее. Сто «нумерованных экземпляров» каждого выпуска были отпечатаны на «ручной» бумаге и вложены в «вышитые по холсту переплёты». Оформление первых шести выпусков серии выполнил театральный художник Михаил Яковлев. Марка издательства была сделана им на основе фамильного герба Бутковских и изображала сокола над крепостной стеной, держащего в лапах подкову с крестом и колокольчик. После отъезда Яковлева в Москву, оформлением серии «Современного искусства» занимался замечательный график Сергей Чехонин, чьи работы покоряли своим совершенством.
Издательница продолжала публиковать всё новые сочинения Евреинова, без устали пропагандируя театральные искания любимого режиссёра. К открытию второго сезона его Старинного театра она приурочила выпуск книги с описанием минувшего сезона. Наталья Ильинична участвовала и в подготовке третьего сезона театра, прерванного начавшейся войной. Итогом этой работы стала интересная монография К. Миклашевского «Comedia dell’arte», изданная Бутковской и удостоенная премии Российской академии наук.

Накануне февральской революции Бутковская выпустила солидную трилогию Евреинова «Театр для себя», а известный футурист Василий Каменский по её просьбе написал апологию «Книга о Евреинове». Это была одна из последних книг издательства, которое закрылось после событий 1917 года.
Оборвав многие интересные начинания, Бутковская и её муж, князь Шервашидзе, отправились в Абхазию, а потом в Коктебель к Волошину. Спустя год по приглашению Сергея Дягилева они попали в Лондон, а затем в Париж. Около десяти лет Шервашидзе был художником дягилевского «Русского балета», а Бутковская занималась режиссурой, ставя в парижских театрах детские спектакли и русские пьесы, в том числе тургеневские.
Шервашидзе и его жена поддерживали дружеские отношения с Миклашевским, который жил в эти годы в Италии, а также с Евреиновым, который поселился с молодой женой в Париже. Как дар бесценной дружбы, Евреинов посвятил Бутковской свою оригинальную монографию о художнике Нестерове, которую можно считать завершающим выпуском её серии «Современное искусство».
В начале Второй мировой войны Бутковская и Шервашидзе перебрались в нейтральное Монте-Карло. Осенью 1948 года она тихо скончалась. Наталья Ильинична Бутковская прожила большую жизнь, посвятив её служению искусству. Детей у неё не было, место захоронения забыто. Но остались книги, которые она издавала. Они являются частью уникального фонда культуры Серебряного века.
http://www.adresaspb.ru

г. «]

Von dem jeweiligen träger und auch von ghostwritinghilfe.com der jeweiligen arbeit bzw