Явленский Алексей Георгиевич
13 (25) марта 1864 (Торжок) — 15 марта 1941 (Висбаден).
Родился в семье полковника (как выходец из дворянского рода прибавлял позднее, в Германии, к своей фамилии приставку «фон»). В 1874 переехал с матерью в Москву. После окончания гимназии в 1877 поступил в кадетский корпус, а затем в военное училище, где учился до 1887. В 1890–1896 в качестве вольнослушателя посещал петербургскую Академию художеств. Там, в мастерской И. Е. Репина познакомился со своей будущей женой, М. В. Веревкиной, занимался в ее мастерской. В художественных галереях и Эрмитаже копировал полотна знаменитых мастеров.
В 1896 вышел в отставку в чине штабс-капитана и уехал вместе с женой в Мюнхен, где поступил в школу А. Ашбе.
В 1909 художник совместно с В. В. Кандинским, А. Эрбслох, Г. Мюнтер и другими основывал «Новое мюнхенское художественное объединение», вскоре преобразованное в общество «Синий всадник». На выставках этих групп Явленский активно экспонировался.
Течения XX века — фовизм, экспрессионизм, конструктивизм и абстрактное искусство — только слегка коснулись Явленского, он выработал свою манеру, пройдя через влияния И. Е. Репина и импрессионистов, В. Ван Гога, П. Сезанна, П. Пикассо и А. Матисса. В основном работал в жанре портрета, который, видимо, больше всего отвечал его творческим исканиям, писал прекрасные лики, то яркие, «иконописные», то, подобно рембрандтовским, проступающие из темноты. Явленский экспериментировал главным образом в области цвета, разделяя идеи французского художника Э. Веркаде о сопричастности искусства божественному плану, об утверждении светоносного изображения новейшими средствами живописи. Отражением подобных исканий явились работы Явленского 1911: все они полыхают открытыми красками в чрезвычайно резких сочетаниях.
В 1914, после начала Первой мировой войны, художнику пришлось покинуть Германию и переселиться в Швейцарию. Здесь он начал писать свой цикл «Вариации» — небольшие по размеру композиции, выполненные тонкими слоями краски на бумаге, структурированной под холст. Основным мотивом для цикла служил вид из окна комнаты художника; деревья, несколько домов, ведущая к озеру дорога и горы вдали трансформировались в символические цветовые формы, воплощающие переживания художника, оттенки душевных состояний. Колорит этих композиций связан с внутренним состоянием мастера и часто подсказан настроением в природе, отраженным в их названиях: «Весенний вечер», «Волшебный сад», «Меланхолия», «Перед грозой».
Явленский писал и цветочные натюрморты, часто обращался к женским портретам, давая им отвлеченные названия: «Девушка из Сен-Пре», «Неаполитанская девушка», «Мечтающая», «Тайная страсть», «Видимый свет». В живописном решении эти работы близки к «Вариациям». Его портреты постепенно приходили к абстракции, теряя необходимость сходства, превращаясь просто в «головы» («Галки», «Лола», «Испанки», «Фиолетовый тюрбан» и др.) на грани перехода в цветовую или черно-белую абстракцию. На картинах Явленского постепенно гасла яркость красок, становились ощутимее отзвуки кубизма. К 1918–1919 его композиции стали более линейными, в них чувствуются поиски новой гармонии («Праформы», 1919).
В 1924, окончательно поселившись в Висбадене и получая материальную поддержку от коллекционера и мецената Г. Кирхгофа, художник вместе с В. В. Кандинским, П. Клее и Л. Фейнингером создал объединение «Синяя четверка», для которого синий цвет символизировал духовное прозрение, область высокой человеческой мечты и свободы. Явленский стремился к уменьшению количества выразительных средств путем углубления их возможностей. Колорит работ со временем становился все темнее, краски сильно разбавлялись маслом, плоскости покрывались ими как бы небрежно. В 1930-х появились картины с характерными названиями — «Карма», «Великая тайна», «Аврора», «Сакральный час», «Пророк с Тибета», подтверждающие свидетельства современников о том, что Явленский работает в экстазе, обращаясь внутренним взором к Богу, не рассчитывая выставлять свои работы. Немецкие друзья художника называли его Иваном Карамазовым.
В 1930-х в картинах художника происходит некоторое смешение православного мировоззрения с интересом к индийской философии. Об увлечении восточной мудростью говорит, например, появление картины Явленского «Черный Будда».
Сам художник считал свои композиции позднего периода «медитациями». В 1933–1937 они объединились в огромную серию, представляющую собой реминисценции византийско-русских икон с их мистическими ликами, которые преображаются в смутный и скорбный символ лица. Элемент мистики выражается в больших глазах с черными зрачками. Решенные в кубистической манере, эти полотна обнаруживают связь с традициями фаюмского портрета, византийских мозаик, православной иконы.
Цикл «Медитации», или «Лики Спасителя», принес Явленскому мировую славу. В 1933 фашистское правительство Германии запретило художнику выставлять свои работы и конфисковало их часть.
В 1938 художник прекратил заниматься живописью из-за давнего заболевания — артрита.
При жизни Явленского с 1911 в Европе и США у него прошли несколько персональных выставок, а после его смерти его сын Андрей активно занимался пропагандой и распространением его творчества. В 1990-х в Локарно (Швейцария) родственники художника издали четыре тома каталога-резоне живописного и графического наследия выдающегося мастера.
Источник: http://artinvestment.ru/

Read more about fetal circulation i need help with my college algebra homework comments need help